воскресенье, 8 мая 2016 г.

Сусанна Геогиевская Солдатский ножик


 В рамках акции

в этом году выбрала для маленьких рассказ С. Георгиевской "Солдатский ножик" (1947).



Рассказ был напечатан в журнале "Мурзилка" №5, 1947г.


  "Галину маму" читали в прошлом году http://read105.blogspot.ru/search/label/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F и обязательно буду читать в ноябре на День матери. В этом году 100-летие Сусанны Георгиевской. Очень хотелось её почитать.
 У Л. Чуковской есть критико-биографический очерк "С. Георгиевская"http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/georgievskaia.htm . В 3 части она подробно анализирует "Солдатский ножик"
 Глубокой серьезностью проникнут и другой послевоенный рассказ Георгиевской - "Солдатский ножик" (1947), написанный вскоре после "Галиной мамы". Он, как и "Галина мама", вполне подтверждает слова Белинского: "…для детей предметы те же, что и для взрослых, только изложенные сообразно с их понятием…". Да, детям можно и должно рассказывать о суровых испытаниях и тяжком воинском труде, о пролитой крови и о той ответственности, какую накладывает на людей всех возрастов эта пролитая за них кровь.



 В своём чтении отталкивалась от этой статьи. 

Читали здесь: http://coollib.com/b/335234/read

Это эпизоды, на которых останавливались:

"Когда война кончилась, мы стали ждать папу домой....А тут он и приехал. Вошёл, сказал: «Ну, вот и я!» — и поставил свой вещевой мешок на стул.


"Смотрю на папу. Он. Действительно он. Мой папа. Глаза как будто похожи… И смеётся, как папа. Мой, конечно. Только ростом мой папа будто пониже стал… или я вырос"

Папа отдаёт сыну постепенно всё своё военное "имущество"(я почти всё нашла в нашем музее школьном)

И вот оно - мальчишеское счастье:

" А ножичек до того хороший! Ручка гладкая, костяная, из моржового клыка; два лезвия стальных, большое и маленькое; штопор, отвёртка и шильце узенькое, остренькое. Ну, красота!.. Нравятся мне такие ножички!"
(!!! Может быть, хорошо, что нет картинки - пусть представят этот послевоенный ножичек)

И обязательно нужно взять  ножичек в школу.
" Извольте полюбоваться — портрет отличника учёбы Кости Соколова за стеклом и в рамке"


И понятно всё его хвастовство: "... не утерпел, — хочется мне ребятам ножичек показать. 


"Достаю его из кармана. Отгибаю сначала большое лезвие, потом — маленькое, потом — штопор, отвёртку, шильце и начинаю аккуратно протирать носовым платком"

 А дальше  - по-другому и быть не могло:
-Дай свой дневник, Соколов


И не надо пояснять  состояние Кости, который идёт домой с запиской для отца: "до того мне тяжело, будто я восемь кирпичей в кармане тащу…"

  А потом состоится "такой разговор -  без свидетелей" о том, как ножичек во время войны  "три года был и честно поработал":
- "согревал" в походах (им заготавливали ветки для костра); 
 - разрезал раненому сапог для перевязки;
 - а плену стал "последним  боевым оружием", а незнакомый хлопчик освободил отца, перерезав верёвки

…Сам понимаешь теперь, как дорог мне этот нож, а для тебя я не пожалел — отдал…


Мне кажется, самым маленьким нашим читателям надо читать именно такие книги о войне


Комментариев нет:

Отправить комментарий